Железнодорожное строительство

17.08.2020

Железнодорожное строительство

Железнодорожный транспорт — один из самых эффективных способов доставки грузов и перевозки пассажиров. Главная особенность железных дорог состоит в сложной инфраструктуре и особой конфигурации путей. Железнодорожное строительство требует наличия мощной проектной базы, производственных мощностей и штата сотрудников, знающих особенности монтажа и эксплуатации путей сообщения и вспомогательных систем.

Особенности строительства железных дорог

Огромные объемы перевозимых грузов определяют высокие эксплуатационные нагрузки на железнодорожные пути и инфраструктурные объекты — склады, терминалы, станции, вокзалы, объекты энергоснабжения. Все элементы сложнейшего хозяйства должны работать слажено и бесперебойно. Нарушение технологий, несовместимость отдельных узлов и агрегатов, нескоординированные действия персонала или автоматики приводит к очень серьезным последствиям. Основы безопасности эксплуатации железных дорог закладываются на этапе проектирования и строительства.

К компаниям, занимающимся строительством и ремонтом железных дорог и вспомогательной инфраструктуры, выдвигаются повышенные требования по соблюдению нормативно-правовой базы и государственных регламентов. Реализовать весь комплекс задач по железнодорожному строительству любого уровня, от производственной узкоколейки, до скоростной магистрали, под силу только крупным компаниям, располагающим проектным и производственным потенциалом государственного уровня.

Железнодорожное промышленное строительство — это огромный комплекс, который можно разделить на несколько направлений:

  • монтаж и обустройство новых линий;
  • строительство подъездных путей второго уровня;
  • электрификация существующих дорог;
  • реконструкция объектов разных видов.

Новые ветви железных дорог сооружаются с целью разгрузить существующие магистрали и увеличить пропускную способность в наиболее перспективных направлениях. Это могут быть регионы добычи ценных полезных ископаемых, месторождения которых недавно открыты, получившие новый импульс развития промышленные центры, мегаполисы. Если старые магистрали не справляются с возрастающим потоком пассажиров и грузов, часто дешевле построить новую скоростную или сверхскоростную магистраль, чем реконструировать существующую.

Но есть и ряд направлений, где строительство железных дорог необходимо для организации надежного транспортного сообщения, ранее зависевшего от климатических особенностей региона, например, открытия речной и морской навигации, летной погоды, промерзания грунта и т.д. В такие регионы проложить железные дороги могут только компании, занимающиеся этим видом строительства на уровне государственных подрядов.

Нельзя упускать из виду такой вид железных дорог, как производственные пути сообщения, служащие для подвоза сырья, вывоза полезных ископаемых, удаления отходов и других целей. Часто движение по таким дорогам не мене интенсивно, чем по междугородным магистралям. Строительство таких дорог не менее ответственная задача, доверять ее решение можно только специализированным предприятиям, способным разработать проект на уровне государственных требований и выполнить все задачи по его внедрению, включая энергоснабжение, инфраструктуру, гарантии безопасности.

Ремонт путей сообщения

Один из способов увеличения пропускной способности железной дороги — модернизация систем рельсового хозяйства и объектов управления. Но не меньшего эффекта можно добиться, оптимизируя режим эксплуатации существующих дорог. Для этого необходимо провести профессиональный мониторинг хозяйства и разработать направления реконструкции и ремонта, даже без кардинального обновления. Часто своевременный ремонт позволяет повысить эффективность использования транспортной сети на том же уровне, что строительство дополнительной ветви.

Процесс ремонта и оптимизации железных дорог состоит из нескольких этапов:

  • проверка технического состояния магистрали, инфраструктурных объектов и территории, прилегающей к ним;
  • определение вида ремонта;
  • расчет объемов работ;
  • разработка проекта и других видов рабочей документации;
  • непосредственно ремонтные работы;
  • пусконаладка;
  • сдача объекта заказчику.

Современные ж/д пути — сложнейшая система, состоящая из целого ряда взаимосвязанных узлов, ремонт каждого из которых является отдельной технологической задачей. Можно выделить несколько групп ремонтно-восстановительных заданий, примерно равных по сложности и требованиям к качеству выполнения. Это:

  • ремонт балластной системы из щебенки с удалением и заменой шпал, уплотнение насыпей и повышение несущей способности оснований;
  • замену рельс и элементов стрелочного хозяйства;
  • выправка путей;
  • ремонт и замена ливнеотводов и других частей гидротехнического хозяйства.

Одно из самых сложных направлений ремонта железных дорог — работы с электрикой. Перевод участков на электротягу — наиболее дорогой и ответственный этап электрификации. Высокие мощности тягового состава и значительные нагрузки на энергосистемы в масштабах региона требуют разработки проектов и их утверждения на уровне государственной экспертизы. Электрифицированные ранее дороги необходимо поддерживать в рабочем состоянии в постоянном режиме. Опоры, токоведущие части, трансформаторы и другие объекты может на надлежащем уровне обслуживать только ответственная железнодорожная строительная компания, способная справиться с огромным объемом работы на путях большого протяжения.

Еще одно направление строительства и ремонта в сфере ж/д — инфраструктура. Это пункты управления движением, вокзалы и станции, жилье для железнодорожников, энергетические и складские объекты. Часто их возведение требует не столь железнодорожной специфики, сколько общестроительных производственных мощностей и специалистов различного профиля.

Полный комплекс строительных и ремонтных работ в сфере железнодорожного транспорта — специализация компании VSGROUP.